Геральдический сайт Сергея Панасенко Геральдика и живопись (сайт Сергея Панасенко)

 

ЗАБЛУЖДЕНИЯ И КУРЬЁЗЫ В ГЕРАЛЬДИКЕ.

ЧАСТЬ I. ПРАКТИКА (начало).

Работа над статьёй не закончена и постепенно будет дополняться новыми материалами. В-первую очередь будут завершены все темы, что отмечены зелёным цветом.

 

ЧАСТЬ I. ПРАКТИКА (продолжение).

 

 

№7. Запрещено ли использование в геральдике новых элементов, доселе неизвестных (например: корпоративных корон, предметов современного быта, техники и т. д.)?

Во все времена художники-геральдисты изображали (как правило) современные им предметы.

Вот так на гербе швейцарского рода Манесен (Манесе) изображены сражающиеся воины в начале 14 века и в начале 17 века. Нет смысла говорить, что изображены воины в вооружении тех эпох, когда эти гербы были нарисованы…

Ещё пример: герб миннезингера с изображением музыкального инструмента и тут же сам инструмент. То есть, на гербе изображён не исторический артефакт, а именно современный предмет.

Или такой вариант современной (для геральдиста) форменной одежды на гербе силезского города.

... и «современная техника» на итальянском гербе 16 века.

Пример использования современных колёс на гербах современного художника.

А такая корона не только не существовала ранее, но и, если не ошибаюсь, не упоминается в геральдическом кодексе РГК.

Дворянские аттрибуты: шлем, корону, мантию и т. д. недворянам нельзя использовать только в оформлении щита (то есть, сословная корона не может венчать щит или шлем). На щите же может быть изображено что угодно. Достаточно вспомнить, что Шереметевы не были королями, но королевская корона на щите изображена, Пушкины не были князьями, но княжеская корона на щите присутствует.

Дворяне Ивановы не были императорами, но императорская корона на щите в их гербе изображена. («Общий гербовник». Том 1, стр.142).

 

№8. Нельзя на щите (или же на всём гербе) изображать буквы, цифры, слова?

Так буквы, слова, цифры, вензеля и надписи изображены:

во французских гербах (гербовник д'Озье).

 

в немецких гербах.

Комитат Дьёр в Венгрии.

Город Краслице в Чехословакии.

 

в итальянских гербах.

 

в испанских гербах.

 

№9. В геральдике используются не только два металла (золото и серебро), пять финифтей или эмалей (червлень, лазурь, зелень, чернь, пурпур) и два меха (беличий и мех горностая).

в английских гербах используются ещё оранжевый и коричневый цвет (O. Neubecker. "Heraldry". London, 1977).

Те же металлы и финифти используются во Франции (J. d'Eschavannes. "Armorial Universel". Paris, 1844)

 

Нидерланды. В гербовнике Ритстапа (J. B. Rietstap. «Handboek der Wappenkunde". Gouda, 1857) в качестве дополнительных цветов упоминаются: телесный, натуральный, оранжевый, кровавый или багровый, стальной, цвет воды, земляной, серый, коричневый.

http://arms-painting.narod.ru/rietstap-88.JPG

http://arms-painting.narod.ru/rietstap-89.JPG

http://arms-painting.narod.ru/rietstap-90.JPG

http://arms-painting.narod.ru/rietstap-91.JPG

 

в немецких гербах (гербовник «Старый Зибмахер») в качестве основной финифти (по крайней мере с конца 16 века) используется коричневый цвет

и в качестве дополнительных цветов используются также: оранжевый, железно-серый или серый, пепельный, земляной, цвет воды (Арсеньев называет его «водянолубой или стальной»), кровавый или багровый, телесный и натуральный («Новый Зибмахер»).

 

в итальянских гербах, кроме телесного цвета и многочисленных вариантов «натурального» цвета, иногда используется оранжевый цвет.

 

в польских гербах используется кроме основных ещё серый цвет, металл сталь и почти неизвестный в остальной Европе мех ласки (A. Boniecki. "Herbarz Polski").

 

в российских гербах использовали: чёрный, красный, малиновый, розовый, синий, голубой, зелёный, светло-зелёный, золотой и серебряный.

Хочу особенно обратить внимание - это рисунок из «Полного Собрания Законов Российской империи» и в отличие от упомянутой выше «Инструкции» в России использование этих цветов в геральдике имело статус закона.

в гербе современного художника.

Какого цвета корабль в этом гербе можно только догадываться. Явно, не коричневый и не золотой… может быть телесный?

 

Использование в геральдике только ограниченного количества металлов и финифтей (эмалей) предполагает, что в гербах других цветов не может быть изображено в принципе. Тем не менее, существует определение «натуральный цвет», понятие настолько расплывчатое и нерегламентированное, что под него подпадает и цвет человеческого тела, и цвета окраски животных, рыб, предметов и т. д. Также в геральдике иногда встречаются гербы, где изображение господствует над правилами геральдики (нет чётких границ предметов, один цвет плавно переходит в другой). Например, такие:

Род Ридзоли, Падуя (Италия).

Род Фишер, Вюртемберг (Германия).

Город Рыхнов, Чехословакия.

Герб на знамени Томского полка, Россия (18 век).

 

Выводы:

1. Запреты мнимые, исполнение или не исполнение этих «запретов» личное дело каждого. Следовать ли правилам, принятым неизвестно где, неизвестно когда и неизвестно на основании чего? Да и есть ли основания считать это правилами, если они в странах, считающихся «законодателями» в геральдике (Франции, Англии, Германии) не соблюдались, а в России юридически никогда не были оформлены?

2. Современные геральдисты, ратующие за «чистую» геральдику, требующие от других безусловного исполнения вышеперечисленных «правил» и нарушающие запреты ими самими же и введённые - поступили так исключительно из альтруистических побуждений и «не пошли на поводу у заказчика»? Одно из двух, либо эти люди считают, что исправят собственные «ошибки» только выискивая изъяны у других, либо думают, что «законы геральдики» должны быть незыблемыми… для других, а они придерживаться правил не обязаны?

3. И наконец, если то, что изображено в современных российских городских гербах на самом деле запрещено правилами геральдики, то почему эти гербы прошли экспертизу в Геральдическом совете при Президенте РФ и были внесены в геральдический регистр Российской Федерации? Что это, некомпетентность большинства членов Геральдического совета или же это не запрещено правилами геральдики?

 

III. Другие мнимые «запреты».

№10. Атрибуты «сословной принадлежности». Шлемы, короны, бурелет и мантия в геральдике.

№10а. Шлемы.

10б. Короны. Может ли на недворянском гербе быть дворянская корона, а на дворянском гербе отсутствовать?

10в. Бурелет.

10г. Мантия.

 

№11. Намёт.

Должен ли намёт повторять цвета полей и фигур щита?

Не обязательно. Пример: Герб рода Державиных. («Общий гербовник». Том 5, стр.38).

Герб рода Ансельми из Флоренции.

 

Может ли намёт полностью состоять только из финифтей (эмалей) или только из металлов (то есть, верх намёта металл и подложен металлом или эмаль подложена эмалью)?

Да, может. Пример: гербы герцогов Бургундских и дворян Ценгер (из Гербовника Шрейблера).

 

Может ли намёт на гербе быть одноцветным?

Да. Пример: герб рода Франки де Кавальери из Рима.

 

Может ли намёт быть изображён на гербе без шлема.

Да. Пример: герб баронов Фридерикс (Фридрикс). («Общий гербовник». Том 1, стр.35).

 

Могут ли на гербе быть изображены шлемы без намёта?

Да. Пример: герб баронов фон Розен (из Швеции) и графов фон Келлер (Клингспор. «Балтийский гербовник». табл. 50).

 

А ещё намёт на гербе может быть заменён на перья. Это традиция итальянской геральдики, в которой наряду с традиционным намётом вокруг шлема изображаются разукрашенные страусиные перья.

Герб рода Тиццони из Верчелли.

Встречаются подобные гербы и в Швеции (герб дворян Веверстедт). Можно было сказать, что к российской геральдике это отношения не имеет, однако в Российской империи жило много представителей итальянского дворянства и, как минимум, один подобный герб (с перьями вместо намёта) был официально утверждён. Так что прецедент есть.

Герб рода Баччиарелли. («Гербовник дворянских родов Царства Польского». Варшава 1853 г. Часть 1, стр.43).

 

№12. Щитодержатели. Фигуры, окружающие щит.

Щитодержатели на гербах - привилегия исключительно древнего дворянства?

Должны ли щитодержатели держать герб?

Сколько щитодержателей может быть изображено на гербе?

 

№13. Неизменность изображений в гербах.

№14. Описание в гербе важнее изображения?

№15. Авторское право на гербы. Право художника на собственную манеру изображения герба.

 

ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ.

 

При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна!

 



Hosted by uCoz