Геральдический сайт Сергея Панасенко Геральдика и живопись (сайт Сергея Панасенко)

ЗАБЛУЖДЕНИЯ И КУРЬЁЗЫ В ГЕРАЛЬДИКЕ.

 

Работа над статьёй не закончена и постепенно будет дополняться новыми материалами. В-первую очередь будут завершены все темы, что отмечены зелёным цветом.

ПРОЛОГ.

Сначала три лирических отступления…

1. Теория относительности. Эталоны измерения. Особенности национальных метрических систем измерения.

Мы живём в мире условностей, где всё относительно. Привычные с детства понятия, воспринимаемые нами, как аксиома, не так уж и незыблемы. Какое сегодня число? Банальный вопрос, не правда ли? Но так ли будет банален ответ? В мире существует несколько систем летоисчисления. Европейская цивилизация, пользуется системой, предложенной католической церковью. За точку отсчёта принята дата Рождества Христова, то есть 25 декабря. Но календарный год начинается с другого числа. Согласитесь, 25 декабря одного года, не 1 января другого. Несовпадение в несколько дней - мелочь, но и это не всё. Так уж устроен мир, что одновременно на планете Земля идёт двое суток. К примеру, в Москве ещё 30 июня 18 часов, а во Владивостоке в это же время 1 июля 1 час ночи.

Другой вопрос, какова высота гор Казбек, Эверест, Килиманджаро? Не торопитесь с ответом. Во-первых, в разных странах точка отсчёта (уровень моря) находится на разной высоте. Во-вторых, море ежедневно поднимается и опускается. Из этого же ряда другой вопрос, каково расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы? Уже давно учёные спорят, утверждая, что «классический» метр, принятый за систему измерения, короче «географического». Кроме того, за точку отсчёта принята некая точка в центре города, поэтому реальное расстояние между городами значительно меньше.

Третий вопрос, при какой температуре вода превращается в лёд и при какой кипит? Казалось бы, чего проще - это точки отсчёта шкалы Цельсия 0 и 100 градусов. Но морская солёная вода замерзает при более низкой температуре. Также известно, что при разном атмосферном давлении и на разной высоте, вода закипает при разной температуре. Поэтому точка кипения воды около кромки воды Мёртвого моря будет более 100 градусов, а где-нибудь на вершине Эвереста меньше 20 градусов.

Условно время, потому что астрономические сутки отличаются от календарных. Условна система весов, условны географические названия, имена собственные… Но, собралась группа людей и решила, что с сегодняшнего числа мерой измерения длины будет эталон - метр, шкала разделённая на определённые отрезки и условно равная одной сорокамиллионной части Парижского меридиана от Северного полюса до экватора. Также было решено, что эталоном меры весов будет килограмм, температуру будут измерять в градусах шкалы Цельсия, а летоисчисление будет вестись с 1 января 0 года (от «Рождества Христова»). Эти эталоны измерения законодательно были закреплены во многих странах. Тем не менее, существуют и отличные от этих системы измерения. Например, в Великобритании и США мерой длины считаются эталонные миля, фут, дюйм, а вес измеряют в фунтах и унциях. Или другой пример, «старый стиль» летоисчисления, используемый в Православной Церкви.

Выводы. Есть «эталоны», которые условны и признаются только в тех странах, где закреплены законодательно, либо приняты за основу. Даже в странах, где существует чёткая система мер и весов, есть группы людей по традиции использующие другие метрические системы.

 

2. Компетентность «экспертов»-геральдистов. Общепринятые правила геральдики.

Как оценить произведение искусства? До середины XIX века существовали чёткие критерии: умение сочетать цвета (колорит), владение светотенью и цветом, пластика, движение, композиция, знание истории и пластической анатомии и т. д. С появлением импрессионизма, а затем и многочисленных направлений, за ним последовавших (фовизм, пуантилизм, футуризм и т. д.), оценивать предметы искусства стало всё труднее и труднее. С появлением же абстрактного (беспредметного) искусства привычные способы оценки перестали быть актуальными. Ну ладно, ещё «Квадрат» К. Малевича можно проверить линейкой (там кисточка «подыграла» - линия получилась неровной, здесь сторона немного шире и квадрат больше похож на трапецию). А как, например, с позиций реалистической живописи оценить картину, где краски на холсте лежат «ковровым покрытием», цвета не сочетаются, изображение статично, точнее сказать, не изображено ничего, только аморфные цветовые пятна? А никак! Собирается группа людей, считающих, что они разбираются в искусстве (некоторые считают, что только они и разбираются) и назначают цену такой картины. Ваше дело, согласны Вы с «экспертами» или нет, нравится или не нравится эта картина, считаете Вы её произведением искусства или «мазнёй» - картина стоит столько-то, разговор окончен! Для того, чтобы не осталось сомнений в правильности этой цены, выпускаются каталоги, прейскуранты и монографии.

Выводы: 1) неважно, соблюдаются ли правила при создании произведения искусства, 2) неважно, сколько «экспертов» решило, что картина стоит столько-то, 3) неважно, являются ли профессионалами сами «эксперты», 4) неважно, стало ли законом решение «экспертов» и т. д. Важно только одно - группа людей (опять же, неважно - двое или сто человек) предложила остальным людям «правила игры», незакреплённые законом и основанные только на их субъективном восприятии искусства. Хотите - принимайте! Не хотите - значит, Вы «дилетант» и в искусстве не разбираетесь!

А ведь если задуматься, правила принятые группой людей и не закреплённые законом могут действовать только в этой группе людей, а остальные люди их исполнять не обязаны!

Теперь о геральдике. Законов о геральдике, точнее о составлении гербов не так уж и много. Например, в России большая часть этих законов касается государственных (царской семьи Романовых), территориальных и городских гербов, а также принципа работы государственных учреждений (Герольдии, Геральдического совета при Президенте РФ и т. д.). Как проверить, правильно ли составлен герб или нет, если даже такое элементарное правило, как запрет на наложение металла на металл и финифти на финифть законом не закреплён? Очень просто - здесь действует тот же принцип, что и при оценке произведений искусства, то есть, группа людей считающих себя «экспертами», исходя из собственных субъективных представлений о геральдике, выносит вердикты. Но есть существенная разница - на «искусствоведа» учат в институтах, а где учат на эксперта-геральдиста? Единственное «профильное» высшее учебное заведение - Историко-Архивный Институт РГГУ, в котором есть факультет по Вспомогательным историческим дисциплинам, но и там готовят специалистов «широкого профиля», изучающих сфрагистику, нумизматику, палеографию, бонистику, фалеристику, генеалогию… и в том числе геральдику. То есть, «экспертов», а точнее сказать дипломированных специалистов, по геральдике в России нет, и пока не может быть по определению. Даже диссертации, защищённые по теме «Геральдика» делают обладателя кандидатом или доктором «исторических наук», а отнюдь не «геральдических».

Итак, вся современная геральдика держится целиком на личной инициативе энтузиастов. Но гербы нужно изучать, описывать и, самое главное, классифицировать. Нужны «правила игры». Поэтому энтузиасты-геральдисты и создают свои общественные огранизации (вроде ВГО и различных геральдических коллегий), а те в свою очередь на собраниях принимают «правила игры» (геральдические кодексы), либо вырабатывают (вроде Гильдии геральдических художников) свод неписанных геральдических правил. Статуса закона такие «кодексы» не имеют и действуют только среди членов этих организаций. Остальные геральдисты, не входящие в эти организации (или не разделяющие общее мнение большинства членов организации) исполнять эти правила не обязаны. Правила в разных «кодексах» отличаются, друг от друга, либо принципиально друг другу противоречат. Была возможность создания единой общероссийской геральдической службы фиксирующей гербы - Геральдического совета при Президенте РФ, но… в нём пока регистрируются только территориальные, муниципальные гербы и некоторые корпоративные геральдические эмблемы.

Итог: 1) Общепринятых геральдических правил нет. 2) Все геральдисты перед законом имеют равный статус. То есть, неважно кто ты, новичок или член Геральдического совета - перед законом все равны (нет ни гуру, ни пророков, ни лжепророков, ни мастеров, ни учеников), все заслуги и звания геральдистов получаются (или приобретаются) в других областях знаний, а изучение геральдики происходит индивидуально. 3). Невозможно чётко следовать правилам одной геральдической организации, не нарушив при этом правил другой геральдической организации.

 

3. Ханжество в жизни и в геральдике.

А теперь о ханжестве. По В. И. Далю - «Ханжа (пустосвят) - притворно набожный; вообще лицемер, двуличный», далее, новгородское и вятское значение этого слова - «шатун, потаскун, попрошайка» и, наконец, о ханжестве - «притворная набожность, пустосвятство, лицемерие». По «Большому энциклопедическому словарю» (М.1997 г.): «ханжество - лицемерие, показная набожность, притворная добродетельность».

Люди делятся на четыре категории:

1. «Вегетарианцы» или «травоядные». Они принципиально, по религиозным или этическим соображениям не едят мяса.

2. «Хищники». Эта категория людей принципиально ест только мясо, не признавая другой (растительной) пищи.

3. «Всеядные». То есть люди, потребляющие и мясо, и растительную пищу.

4. «Ханжи». Этих людей смело можно причислять к 3-ей категории, но… они говорят красивые слова и пафосные речи в защиту «вегетарианского» или «хищнического» образа жизни (в зависимости от позиции, которую в данный момент занимают) и гневно обвиняют и уличают всех, кто не разделяет их точки зрения. На досуге же, в стороне от чужих глаз преспокойно поедают и мясо, и овощи, и фрукты…

Теперь попробуем эту же схему применить в отношении геральдистов.

1. «Вегетарианцы» - сторонники «чистой» геральдики. Выступают за то, чтобы в геральдике без каких либо исключений (в качестве догмы) господствовали правила средневековой геральдики.

2. «Хищники» - эти геральдисты выступают за новый взгляд на геральдику и за отказ от неудобных и устаревших правил.

3. «Всеядные» - сочетают в своей работе и традиционную геральдику и иногда используют что-то новое.

4. «Ханжи». Предпочитают говорить красивые слова о своёй приверженности к «чистой» или к «новой» геральдике.

Шутка заключается в том, что «чистой геральдики» не существовало никогда - это красивый миф, которым прикрываются ханжи. Доказать это моё утверждение не так уж и сложно. Дело даже не в том, что в каждой стране у национальной геральдики свои особенности. Попробуйте взять за основу точку отсчёта - то есть, до этого момента геральдика (и её законы) были правильные, а с этого года (дня, месяца, века) они неправильные (или наоборот) и поймёте, что такой точки нет и в принципе быть не может. Приведу для примера самые яркие «переломные моменты» в европейской и российской геральдике: первые Крестовые походы, начало XIV века («Цюрихский гербовник»), XVI век (гербовники Грюненберга, и Рыцарей Золотого Руна), начало XVII века («гербовник Зибмахера», «Шведский гербовник»), конец XVII века («генеральный гербовник Франции» д'Озье), начало XVIII века (преобразования Петра I), конец XVIII-начало XIX века (начало публикации «Общего гербовника»), середина XIX века (реформа барона Кёне). В каждый из этих периодов развитие геральдики не прекращается, появляются новые тенденции, которые находят своё отражение в гербах. Например, даже 7 ноября (25 октября) 1917 для российской геральдики не стало последней точкой - гербы продолжали создавать.

Также и позиция «новаторов» безнадёжна, поскольку невозможно создать новый герб, отрицая накопленный столетиями опыт. Иначе это будет уже не герб, а нечто иное.

Будущее за разумным использованием старого и нового. Только опираясь на вековые традиции геральдики, можно создавать новые гербы.

ЧАСТЬ I. ПРАКТИКА.

I. Вступление.

Прежде чем приступить к рассмотрению практических вопросов, хотел бы обратить внимание на такой очень важный момент - геральдика и реальный мир отнюдь не одно и тоже. Связь между реальными предметами и их изображениями в гербе есть, но она так же условна, как связь между оперативным и спекулятивным (символическим) масонством. То есть, и каменщик и франкмасон (вольный каменщик) используют мастерок, треугольник и молоток, только первому эти инструменты нужны для реального строительства, второму - для «работы» над собой и создания незримого Храма.

Сказано слишком образно, на практике же это выглядит так:

а) считается, что гербы появились только из-за того, что защитное вооружение рыцаря стало более совершенным (за забралом шлема не видно лица) и чтобы отличать в бою «своих» от «чужих», воины начали наносить символические рисунки на щит, шлем и одежду, на деле же оказывается, что многие старинные гербы в битвах не участвовали никогда и создавались отнюдь не для военных целей;

б) некоторые «геральдические» шлемы отличаются от реальных и для боя едва ли пригодны;

в) в одном гербе можно увидеть муравья большего размера, чем слон, а Солнце легко размещается на ладони;

г) в отличие от природы, в гербах можно увидеть зелёного льва, синего орла и чёрную розу;

д) элементы нашлемника (клейнода) не всегда крепятся непосредственно к шлему, а могут просто «висеть» в воздухе над шлемом. То есть, законы природы (например, гравитация) в гербах не действуют;

е) фигуры, изображённые на гербе могут многое рассказать о роде, но могут не значить ничего или не иметь к гербовладельцу никакого отношения - чего стоят многочисленные изображения грифов, ангелов, русалок или, например, сложно предположить, что жители Швеции и Норвегии на охоте сталкивались со львами, а предки Паниных, ведущие своё происхождение из Северной Италии, могли видеть китов;

ж) звери, изображённые в гербах, не обязательно должны быть похожи на реальных животных, мало того, в геральдике наблюдается стремление придать зверям человеческие черты и манеру поведения (например, поставить льва на задние лапы, а в передние вложить меч или стрелу) и т. д.

II. «Запреты» в геральдике.

Вот принципиальные «запреты», которыми апеллируют «ханжи от геральдики»:

№1) невозможность наложения в гербе металла на металл, финифти на финифть;

№2) использование только одночастных щитов, деление щита страшный грех и, в принципе, недопустимо;

№3) запрет на утилитарное использование (то есть практичное, в качестве обычных негеральдических фигур) геральдических элементов имеющих «священное» значение для некоторых геральдистов (например: двуглавый орёл, православный крест и т. д.);

№4) использование глупых (иррациональных) сочетаний элементов в гербах;

№5) использование армигерами в гербе элементов, которыми те никогда не пользовались (например, дворянский шлем);

№6) плагиат или кража элементов с других гербов;

№7) использование в геральдике новых элементов, доселе неизвестных (например: корпоративных корон, предметов современного быта, техники и т. д.),

№8) нельзя на щите (или же на всём гербе) изображать буквы, цифры, слова;

№9) использование в геральдике только двух металлов (золото и серебро) и пяти финифтей или эмалей (червлень, лазурь, зелень, чернь, пурпур).

По мнению «ханжей», если кто-то из геральдистов нарушает одно из этих правил, значит, делает это из меркантильных соображений и «пошёл на поводу у заказчика». Не хочу вдаваться в подробности, почему они так считают - это их точка зрения. Соглашаться или не соглашаться с этими утверждениями, опять же - личное дело каждого. Возможно, причина появления некоторых «запретов» - этот документ, опубликованный в книге И. В. Борисова (Ильина) «Родовые гербы России». Москва, 1997 г.

http://arms-painting.narod.ru/borisow1.JPG

http://arms-painting.narod.ru/borisow2.JPG

Хочу ещё раз обратить внимание - это ведомственная инструкция. Не закон, не сенатский указ, не высочайшее повеление, а обычная ведомственная инструкция. Так вот, эта инструкция действовала только в пределах Гербового Отделения и на другие ведомства, а уж тем более на всех граждан Российской империи не распространялась. Юридическая сила этого документа фактически равна нулю, потому что при составлении новых гербов сами сотрудники Гербового Отделения её часто нарушали.

Теперь я проиллюстрирую эти мнимые запреты гербами из разных стран и гербами, составленными и нарисованными сторонниками «чистой» геральдики (ведь по их мнению - так другие геральдисты не должны составлять гербы ни в коем случае). Французские гербы здесь представлены гербами из «Генерального гербовника Франции», составленного д'Озье (http://gallica.bnf.fr), немецкие (и некоторые итальянские, испанские и английские) - различными гербовниками из коллекции Баварской Государственной Библиотеки (http://www.bsb-muenchen.de), поисковой системы Google.book, гербами из многотомного «гербовника Зибмахера» и рисунками барона Штрёля из книги «Городские гербы Австро-Венгрии» 1904 г. (http://www.historie.hranet.cz/heraldika/pdf/stroehl1904.pdf), английские - J. Foster. "The dictionary of heraldry". London, 1902, шведские - из «Балтийского гербовника»(C. A. von Klingspor. "Baltisches wappenbuch". Stockholm. 1882 г.) и «Шведского рыцарского и дворянского гербовника» (fhr. Stjernstedt A. W. "Sveriges Ridderskaps och Adels Wappenbok". Stockholm. после 1865 г.; Clingspor C. A. "Sveriges Ridderskaps och Adels Wappenbok". Stockholm. после 1865 г.), российские - из «Общего гербовника» и «Полного собрания законов Российской империи», современные российские гербы взяты из книги «Под знаком Золотой пчелы» Москва, 2006 г. Так что, любой желающий сможет проверить достоверность этих изображений. И ещё, примеров нарушения провозглашаемых правил достаточно, но демонстрацию откровенного «ханжества» проиллюстрирую только творениями двух активных сторонников «чистой геральдики» (один из них, к тому же, является членом Геральдического совета при Президенте РФ). Поэтому я заранее хочу извиниться перед всеми, кто из-за сотрудничества с этими геральдистами случайно «попадёт под горячую руку» (особенно перед художницей Н. Р. Егоровой, к её творчеству отношусь с большим уважением) их компетентность и профессионализм я не ставлю под сомнение.

№1. Наложение металла на металл и финифти на финифть:

в английских гербах.

во французских гербах.

 

в немецких гербах.

 

в шведских гербах.

 

в итальянских гербах.

 

в испанских гербах.

 

в российских гербах.

 

в гербах современного художника.

 

№2. Изображение многочастно разделённых щитов:

в английских гербах.

Хочу обратить особое внимание, что изображён герб не пэра и не баронета, а простого эсквайра.

Уэльский род Ллойд из Стоктона также в списках пэров и баронетов не числится…

 

во французских гербах.

 

в немецких гербах.

Cпециально привожу в качестве примера герб бюргерского рода, поскольку где-то уже мелькала мысль, что на многочастные гербы имеют право только дворяне. Следующий рисунок - герб города Ждар в Моравии (тоже многочастный, тоже недворянский…)

 

в итальянских гербах.

 

в испанских гербах.

 

в российских гербах.

 

в гербах современного художника.

 

№3. Запрещено ли утилитарное использование (то есть практичное, в качестве обычных негеральдических фигур) геральдических элементов имеющих «священное» значение для некоторых геральдистов (например: двуглавый орёл, православный крест и т. д.)?

Изображение двуглавого орла, как обычного геральдического символа:

в английских гербах.

 

во французских гербах.

 

в немецких гербах.

 

в итальянских гербах.

 

в испанских гербах.

 

герб современного художника

Риторический вопрос - это не глумление над православным («патриаршим») крестом?

 

№4. Запрещено ли использование глупых (иррациональных) сочетаний элементов в гербах?

Так нелепые сочетания элементов можно увидеть:

в европейских гербах.

 

в гербе современного художника

Корона на недостроенном корабле не глупость? Коронованные дрова...

 

№5. Запрещено ли использование армигерами в гербе элементов, которыми те никогда не пользовались (например, дворянский шлем)?

Использование «дворянских» шлемов и корон в немецких бюргерских гербах.

Где-то в обсуждении даже мелькнуло такое мнение, что если на гербе изображён дворянский шлем или корона, подразумевается, что подобные предметы используются в быту армигером. Вы много видели в России дворянских родов, у которых были фамильные гербы и при этом дома хранились дворянские шлем и корона? Я о подобном не слышал…

Риторический вопрос - это не «дворянский» шлем?

А это не «баронские» шлемы?

 

№6. Плагиат или кража элементов с других гербов.

Согласно этому «правилу» нужно запретить в дальнейшем изображение в новых гербах: льва, орла, коня, собаку, грифа (грифона), единорога, меч, стрелу, дерево, реку, гору и т. д. Основание - подобные символы уже встречались в ранее созданных гербах. Моё мнение - новый герб не является «ворованным» в том случае, если весь набор элементов (и их расположение) на щите и нашлемник (клейнод) не повторяют уже существующие гербы. Вот подтверждение моим словам -

В «Цюрихском гербовнике» начала 14 века изображены гербы Вальзе, Бихельзе и (эрц)герцогов Австрии. Фамилии эти между собой не связаны никак, тем не менее, щиты схожи, а нашлемники друг от друга отличаются. То есть каждый из этих гербов индивидуален и не является плагиатом.

Другой пример:

Современный индивидуальный герб, в комплексе элементов не дающий армигеру права сомневаться в его законности. В таком виде герб не может считаться плагиатом, хотя и похож на эти гербы:

На этом рисунке красными кружочками отмечены гербы английского барона конца XIII- начала XIV века сэра Джона Бичама (Бичампа/Beauchamp). Обратите внимание на нижний герб - там сегменты беличьего меха не соприкасаются с верхним и нижним краями щита, что можно наблюдать и на современном гербе.

Второй рисунок - несколько гербов немецкого рода фон Паппенхайм (von Pappenheim) из гербовника начала XVI века. На 1-ом гербе слева, беличий мех расположен в три ряда, так же, как и на представленном выше современном гербе.

Третий пример:

Современный герб…

… и герб дворянского рода Дурново («Общий гербовник» Том 2, стр.43). Можно надеяться, что ключ, стрелу и саблю на этом гербе в таком порядке (и с таким раскладом цветов) поместили с разрешения одного из потомков Индриса (например, представителя рода Дурново, Толстых, Васильчиковых…). Ещё есть слабая надежда, что у составителя герба есть официальный договор с наследниками, разрешающий использование герба их предков и он его сможет в любой момент продемонстрировать. В противном случае, составитель герба хотя бы мог потрудиться поменять цвет поля (в круге) с лазуревого на какой-нибудь иной (например, на червлёный).

 

 

ЧАСТЬ I. ПРАКТИКА (продолжение)

 

При публикации материалов, ссылка на сайт обязательна!

 



Hosted by uCoz